ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ
1. Как был открыт этот метод
Это было давно. Когда я, 17-летним юношей, в 1917 году начал изучение индусской философии и санскрит-
ского языка, я натолкнулся на одно место в первой части Йога-Сутры Патанджали, знаменитого классического
трактата Раджа-йоги, которое заставило меня насторожиться. Это был 35 афоризм, который гласит:
"Способы сосредоточения, которые вызывают необычные чувственные восприятия, помогают и прилежа-
нию ума".
Комментарии Свами Вивекананды к этому месту следующие: "Необычные чувственные
восприятия естественным образом следуют за дхараной, упражнениями в концентрации вни-
мания. Йога учит, что когда ум сосредоточивается на кончике носа, то через несколько дней
человек начинает чувствовать удивительное благоухание. При сосредоточении на корне язы-
ка появляются слуховые ощущения, при сосредоточении на кончике языка - вкусовые, при
сосредоточении на средней части языка возникает чувство прикосновения к чему-то. Сосре-
доточив все внимание на нёбе, человек начинает видеть поразительные вещи. Когда человек
с неуспокоенным умом желает заняться упражнениями йоги, но сомневается в их действен-
ности, ему следует прибегнуть к этим способам, ибо по истечении некоторого времени у него
появляются необычные чувственные восприятия, которые рассеивают сомнения и помогают
обрести настойчивость." (Свами Вивекананда. Афоризмы Патанджали.).
Тысячи людей читали это место, но восприняли его поверхностно, только как средство для усиления выдержки и настойчивости в сосредоточении, но никому, очевидно, не пришло
в голову, что под этими простыми словами (прибавленного комментатором слова "необыч-
ные" - нет в санскритском оригинале) скрывается нечто большее, чем доказательство того,
что известные умственные восприятия, как говорит Вивекананда в другом месте своей книги,- "можно узнать
без соприкосновения с органами чувств".
Меня же эти слова приковали, как зачарованного, как будто именно здесь был тысячелетиями охраняемый
вход во внутренность таинственной пирамиды Хеопса. С фантастическим упорством перешел я к делу - сосре-
дотачиваясь на кончике носа каждое утро, в продолжении около 15-20 минут, не пропуская ни одного дня. Ре-
зультат не заставил себя ждать, через 20 дней постоянно увеличивающегося, почти болезненного чувства зуда на
кончике носа я внезапно ощутил в высшей степени приятный сладкий запах. Он появился на долю секунды, что-
бы потом опять исчезнуть, но этого было достаточно, чтобы привести меня в экстатическую радость.
На следующее утро я с усиленной энергией приступил к этому упражнению, но эффекта не последовало. По-
следующие дни также не принесли ничего кроме чувства странного зуда на кончике носа. Наконец, приблизи-
тельно через 12 дней появился страстно желанный запах, который на этот раз чувствовался несколько сильнее и
дольше. Затем запах снова исчез на несколько дней, но я продолжал усиленно заниматься, так как на этот раз
надеялся на более короткий перерыв. Так и получилось. Теперь я мог вызывать "небесное благоухание" через 1-
2 секунды сосредоточения, и оно продолжалось по несколько секунд. Я установил, что могу вызвать это явление
всюду, где пожелаю: в толпе людей, на пляже, на базаре, где пахнет бог знает какими возможными и невозмож-
ными запахами. У меня было волшебное снадобье, которое меня всегда сопровождало. Я себя чувствовал, как
Алладин из тысяча и одной ночи, который со своей волшебной лампой мог заставить быть послушным себе мо-
гущественного духа.
Я научил этому упражнению также других и при этом установил, к моему большому удовлетворению, что
все чувствовали одно и то же благоухание.
Но однажды характер запаха переменился: благоухание было таким же сладким и приятным, но оно было со-
всем другим. Случайно я пожелал почувствовать определенный запах, и действительно появился желаемый
мною запах розы, гвоздики, лилии,- любой запах и этот запах оставался по моему требованию на месте, сильнее
и ароматнее своего аналога в "реальности".
Таким образом, я был в состоянии вызвать любой приятный запах. И, хотя мною овладела настоящая мания,
все же я понимал, что это не представляло большого достижения, т. к., в сущности, эта способность была не что
иное, как так называемая галлюцинация т. е. обман чувств. Тем не менее я продолжал упражняться с неослабе-
вающей энергией.
Однажды я ощутил совершенно неожиданный аромат, появившийся помимо моей воли и не похожий на тот,
что был в самом начале. Он напоминал запах тлеющей сиамской мирры и каким-то образом наводил на мысль о
воскурениях, помогающих достичь экстатического состояния. Я был крайне изумлен и начал, как заправская
ищейка, обнюхивать все окружающие меня предметы. Но безрезультатно. Наконец я нашёл в соседней комнате,
в одном из ящиков, обрывок упаковки туалетного мыла. Так вот оно что! Исходивший от него запах, хотя был
едва различим, оказался именно тем, который я только что почувствовал.
Я пришел в совершенный восторг: это был уже не обман чувств, не галлюцинация, а настоящее восприятие,
подлинное "яснообоняние" или, если угодно, "дальнообоняние"
В этом направлении я сам и мои ученики провели много опытов.
Выяснилось, что расстояние как бы не играет никакой роли: я мог, например, из 4-й комнаты чувствовать са-
мый легкий запах газа из кухни прежде, чем стоящая около печи служанка смогла заметить, что газовый кран по
невнимательности открыт. Или мог воспринимать запах цветов, находившихся на подоконнике в закрытой ком-
нате другой квартиры настолько далеко, что даже нельзя было рассмотреть, какие это цветы. Проверка на месте
подтверждала, что уловленный аромат исходит именно от них.
Объяснение этого феномена просто: через постоянное сосредоточение мыслей на кончике носа (скорее, на
чувстве его) дыхание мгновенно останавливается. Вследствие этого появляется невольное желание как бы про-
щупать воздух, втянуть запах. Но самое сосредоточение на кончике носа играет при этом подчиненную роль
трамплина, который необходим для того, чтобы получить желание понюхать. Это постоянно растущее желание
раздражает обонятельный нерв и обостряет обоняние до такой степени, что оно "настраивается" на более корот-
кую длину волны и может воспринимать менее уловимые запахи, которые для нормальных людей недоступны
из-за дальности расстояния. Эта способность, которую можно развить путем упорных упражнений, впоследст-
вии не теряется полностью и сверхчувствительность обоняния остается, даже когда первоначальный феномен
исчезает.
До сих пор всё, казалось бы, ясно. Но как объяснить попросту поразительные феномены "ясновкуса" и "яс-
ноосязания", о которых речь пойдёт далее?
Я не остановился на "яснообонянии", и вскоре перешел к сосредоточению на кончике языка. Результат поя-
вился через два дня: очевидно моя способность к сосредоточению, благодаря первым упражнениям, значительно
развилась. Как я и ожидал, я почувствовал крайне приятный, сладкий вкус, напоминающий прежний запах. Дос-
таточно скоро над этим явлением удалось установить волевой контроль: в этот же день я мог вызвать любой
вкус. При этом самым поразительным было то, что наряду с непривычной, почти сверхъестественной остротой
ощущения, появлялось такое чувство насыщения, что еще долгое время после этого не было аппетита к блюду,
вкушенному "магическим" способом. В этом случае обнаружилось возможность дистанцироваться от объекта
вкусового ощущения, что представляет собой редкий феномен: в случае с запахом, хотя бы идущим с очень
большого расстояния, все же этот запах представляет собой род эманации (испарения или выделения), и чувст-
вовать его, пусть даже на очень большом расстоянии, могут и звери, и дикари.
Совсем другое дело с восприятием вкуса: для этого нужно хотя бы очень мимолетное, но все же прикоснове-
ние языком к объекту вкуса. Уже расстояние в несколько миллиметров является препятствием для такого рода
восприятия. Следовательно, тут нам не может помочь обыкновенное физическое объяснение. Но восприятие
происходит каждый раз, когда мы пожелаем воспроизвести этот эксперимент и это требует понятного описания
процесса, которое поможет нам сделать чрезвычайно важные выводы.
Может быть, все это только галлюцинации? Согласно знаменитому американскому лексикографу Вебстеру
(издание 1953 г.), который привлек к составлению своего труда выдающихся специалистов всех областей зна-
ния, "галлюцинация" - значит восприятие предметов, которые в действительности не существуют, или ощуще-
ние без веской причины, обыкновенно вызванное нарушением в нервной системе, как, например, при белой го-
рячке.
Прежде всего согласимся, что это определение не подходит к нашим опытам, так как почувствованные нами
запахи и вкусы соответствуют предметам, которые существуют в действительности, т. е. имеют внешние причи-
ны, и что особенно важно принять во внимание, нами не могут быть предчувствованными или просто ожидае-
мыми. Так же как и при обонянии, находящиеся на большом расстоянии от нас вкусы нами "ясночувствуются".
Даже если попытаться приложить вышеприведенное научно обоснованное определение галлюцинации к на-
шему восприятию обонятельных и вкусовых ощущений, не имеющих внешней причины либо вовсе не сущест-
вующих (т. е. причина или существование не могут быть доказанными), все же надо признать, что галлюцина-
ции позже, путем систематического упражнения, переходят в реальное восприятие действительно существую-
щих предметов. Таким образом они перестают быть "галлюцинациями", поскольку, несмотря на непрерывное,
целенаправленное раздражение, состояние нервной системы остается нормальным.
Раз человек может обострить свое обоняние через сосредоточение до такой степени, что он (как это показали
вполне безукоризненно проведенные эксперименты) может преодолеть расстояние и материальные препятствия,
то эта способность не представляет собою галлюцинации. Иначе пришлось бы считать подверженными галлю-
цинациям те живущие в изначальной гармонии с природой племена и народы, которые обладают этой способно-
стью, а заодно всех собак и других животных.
http://www.kulichki.com/~yoga/Sakharov/index.htm